Чудесен голос клавесина, Как башмачок из хрусталя, Что потерялся ночью синей На торжестве у короля. В нем прелесть сказочного бала, Старинных танцев дивный звук. Как жаль, что это все пропало По волшебству чьему-то вдруг. Уже давно пером гусиным Никто не пишет новых пьес Для бальных танцев с клавесином, К несчастью принцев принцесс... Эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли эпохой барокко (причудливой). Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это-же слово стало применяться и к музыке того времени. В итальянском baroco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные. Таким образом, «жемчужина неправильной (причудливой) формы» – таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы! Новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение. Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства. Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу. Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии. Отцом первой оперы считают Якопо Пери , но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди. Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: Алессандро Скарлатти, Георг Фридрих Телеман, Г.енри Пёрселл, Жан-Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Джованни Батиста Перголези, Антонио Вивальди. Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, оратория заняла важное место в иерархии жанров барокко. Такой высокий духовный жанр как оратория также передавал глубину человеческих эмоций. Самые известные барочные оратории написаны Георгом Фридрихом Генделем. Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»). Здесь пальма первенства принадлежит Иогану Себастиану Баху. Еще один крупный жанр эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра, либо разных групп оркестра между собой – хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди, И.С. Бах Г. Ф. Гендель и А. Корелли. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечеря» Клаудио Монтеверди. Сильное развитие получили такие понятия, как теория музыки, диатоническая тональность, имитационный контрапункт. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1048598 Диксит Доминус (Гендель ) - Dixit Dominus (Handel). Dixit Dominus - это псалом, написанный Георгом Фридрихом Генделем (каталогизирован как HWV 232). Он использует латинский текст Псалма 110 (Вульгата 109), который начинается со слов Dixit Dominus («Господь сказал»). Работа была завершена в апреле 1707 года, когда Гендель жил в Италии. Это самый ранний из сохранившихся автографов Генделя. Произведение написано в стиле барокко и рассчитано на пять вокальных солистов (SSATB), пятичастный хор, струнные и континуо. Впервые произведение было исполнено 16 июля 1707 г. в церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто под патронажем семьи Колонна . Партитура была опубликована в 1867 году.

Теги других блогов: музыка искусство барокко